Всем привет!
Так случилось, что этот пост написался как раз ко Дню учителя, хотя целенаправленно я это и не планировала.
Не уверена, что он будет отличаться упорядоченностью мыслей и систематическим анализом. Пока это всё же первые впечатления от совершенно иной системы обучения, чем общепринятая. Я постараюсь максимально чётко изложить то, что думаю, но если мне чего-то не удастся - не удивляйтесь) И спрашивайте, если что-то непонятно, я постараюсь быть открытой.
Чтобы объяснить причины моего "недовольства" обычной школой, начну с небольшой предыстории. Я закончила обычную сельскую среднюю школу. Учителя мои были хорошие (в основном), они давали системные знания (как я понимаю сейчас), пробуждали интерес к учёбе, и с высоты прожитых лет я могу их только похвалить - они были просто молодцы! Ничего не зная тогда о квестах, они их уже проводили, пусть это было нечасто, но было! Притом подготовка была серьёзной - в классе или на улице мы отыскивали задания и стремились выполнить их командами ( математика в 5 классе, история, география,), это было супер интересно!.. Не зная, пригодится ли нам умение конспектировать, учитель физики научила выделять главное из текста и записывать информацию кратко, это было супер полезно в дальнейшем - я отлично писала конспекты в ВУЗе. Учительница русского языка и литературы дала серьёзные основы грамотности, её же уроки русской литературы незабываемы... Учительница алгебры и геометрии подхватила начинавшееся тогда обучение по система Шаталова и активно внедряла его в свою практику, с математикой я по жизни "дружу", высшая математика в институте проблем не вызывала, во время стройки обсчитывала все расходы материалов сама, ну и старшему, Андрею, я всегда могла помочь с уроками вплоть до окончания школы) Всем своим Учителям я БЛАГОДАРНА...
Я очень мечтала стать учителем. И стала им. Но так сложилось, что нужно было растить одной ребёнка. Пока растила - отдавала ему всё то, что есть во мне "учительского". Был у меня такой важный "пунктик" в голове - несмотря на проживание в селе во что бы то ни стало дать сыну такое образование, чтобы никто не сказал ему:"Ты из села..." Потому много занималась с ним (со старшим, с Андреем). Когда пришла пора идти в школу, я повезла его на экзамен в "продвинутую"гимназию, что находилась в сорока километрах от дома (город Энергодар), даже не смея на что-то надеяться, и он поступил сразу же во второй класс, минуя первый. Мне предложили взять там же первый класс. О, это было счастье! Так сбылось одновременно две моих мечты. Сын учился в гимназии вплоть до девятого класса, причём весьма успешно (каждый день ездил) Я же поработала два года и не выдержала испытания - подкачало здоровье, начались поездки в онкологическую больницу. Чтобы сын не остался ещё и без мамы, пришлось пересмотреть свои взгляды на профессию и уйти из школы, хотя это решение мне далось нелегко. Но в душе я - учитель, причём до мозга костей...
С младшим сыном Димой мы занимались так же много, хоть он и не говорил до трёх лет. Каждый день почуть-чуть мы шли вперёд. Каждый день играли с ним и читали. С трёх лет начали заниматься по методике Л.Г.Петерсон. Если бы вам показать, сколько книг и развивающих пособий для малышей есть у нас... (я же говорю, есть у меня такой "пунктик")) В общем, в школу подготовили хорошо. Ну а дальше, уже в школе, возникли проблемы, которые и потребовали пересмотра дальнейших действий. О проблемах со здоровьем ребёнка я умолчу - их много, чтобы писать обо всех них. Да и зачем? Есть у сына ещё большая проблема нежелания что-то делать, очень слабая организованность и ожидание, что во всём за него что-то будет делать кто-то...
Причины этого? Их точно не одна.
Во-первых, я окончательно убедилась, что современная система образования, которая напрочь отвергла все "советские" требования и методики, является совершенно бессистемной и бестолковой - старое "поломали" и забыли, а новое не придумали и не продумали до конца. При этом разрешили учителям внедрять свои авторские методики, не позаботившись даже о том, чтобы создать приблизительный методический общий план. Так например, я не нашла нигде (даже в интернете) требований к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников (которые абсолютно точно существовали несколько десятков лет назад, во времена моей учёбы в ВУЗе) Для тех, кто не в курсе: отталкиваясь от того, чему мы должны научить за год учеников, любой учитель составлял перед учебным годом календарное планирование уроков, а затем на основе календарного - поурочное. Каждая тема давалась в определённой системе - опираясь на уже усвоенные ребёнком знания, закреплённые навыки, учитель давал знания по новой теме, затем урок или два отрабатывал с учениками новые умения и вскоре закреплял полученные навыки. Итогом каждой темы становилась самостоятельная работа детей, показывающая, насколько они усвоили ту или иную тему. Сейчас в программе - полный "калейдоскоп" тем и заданий. Учителю разрешено самому выбирать методику, по которой он будет работать. Но базовых толковых методик практически нет. И потому каждый учитель берёт за основу совершенно глупые учебники и идёт по ним. Не напрягаясь лично.
Я - взрослый человек, и то уже потерялась, когда же мы отработаем одно, чтобы взяться за другое? По учебнику математики дети сегодня учатся выполнять деление с остатком, завтра - письменно делить трёхзначные числа на двухзначные, послезавтра - решать задачи на движение... Системы - ноль! Знаний - ещё меньше. Не мудрено, что ребёнок совершенно запутывается порой в приёмах и способах вычисления (ведь эти приёмы и способы не отработаны) , ожидая от взрослого подсказки... И подсказка приходит.
Вот мы и подошли ко второй причине. В современной школе не учат детей мыслить. Весь материал подаётся детям в готовом, как будто бы "разжёванном" виде, при этом он как бы проскальзывает мимо их ушей, поскольку не вызывает потребность думать.
Когда я во втором классе, почуяв неладное, попросилась на любой урок в класс сына, чтобы посмотреть на то, как он работает в классе на уроке, я вышла с урока в большом недоумении (видит Бог - не люблю хаять учителей, нас учили в институте объективно оценивать их работу) Но тут оценивать было нечего... и даже по одному уроку было понятно, почему, отдав в школу хорошо подготовленного нами ребёнка, у него уже во втором классе появилось невнимание, рассеянность к вопросам и полное отсутствие интереса к учёбе.
Меня пригласили на урок украинского языка - к моему посещению, я думаю, подготовились чуть лучше, чем обычно, но урок мне не понравился. Дети совершенно не научены были ни слышать вопрос учителя, ни думать в ответ на него, ни делать выводы.
Хороший (по меркам школы) учитель совершенно не владел приёмами ведения урока, и это было видно даже мне (кто в школе проработал всего-то ничего) - она задавала детям вопрос и тут же сама на него отвечала, дети даже те вопросы и не слушали, выкрикивали кто что придумал, вплоть до глупостей, загадки никто не дослушивал до конца, с первой строки загадки крича наугад отгадки... можете себе представить, сколько было толку от такой работы? Весь урок по изучению прикметника (имени прилагательного) дети выполняли однообразную работу, подбирая к iменнику (имени существительному) признаки по вопросам який?, яка?, яке? Ни разнообразных заданий, ни разных методов и форм работы, ни правила, ни выводов в конце урока. Все эти моменты говорили о том, что учитель не слышит детей, а дети не слышат его. Он просто не поставил в начале урока перед детьми проблему или задачу, а в конце урока дети так и не поняли, чем они весь урок занимались...
Третья причина - совершенно бестолковые учебники, в которых найти какую-либо информацию крайне сложно даже взрослому. Не систематичные, о чём я писала выше. Примитивные, если сравнивать их с учебниками 30-летней давности (да-да! это говорю со всей ответственностью)
Засилие тетрадей с печатной основой (до 15 штук на ученика в год!), которые сейчас не создаёт только ленивый, а следовательно не контролирует никто. Учитель, подобрав на свой вкус эти самые тетради, идёт строго по ним, считая что миссию свою в учебном плане выполнил. А тетради эти - примитивные, не интересные и в большинстве своём бесполезные, не только "облегчают" работу учителя ( чтоб не дай Боже не порылся и не подобрал сам хорошие "умные" задания), но изобилуют ещё и ошибками...
Четвёртое. Я не знаю, как где, но в наших школах прекратились "открытые" уроки, где коллеги делятся своими умениями и наработками. В нашей гимназии это было. Я могла даже во время "окна" попроситься на урок к любому учителю параллели с целью набраться опыта, и просилась... ведь чужой опыт очень помогал, вдохновляя "расти"в профессии. Всего за два года работы было сделано столько интереснейших наработок, проведено столько увлекательных уроков... Это была настоящая "плодородная почва" для моего развития, как учителя. Хотя я очень многого и не успела сделать...((
Потому отсутствие личностного роста учителя, владеющего интерактивной доской и 31 ноутбуком, выданным по программе инклюзивного образования на Димин класс, и нежелание учителя пользоваться всем этим ресурсом на полную катушку, готовя отличные уроки для детей - мне это непонятно...
И пятое. Не знаю, как в других странах, но у нас, как мне рассказывают возмущённые родители, дети запросто могут встать и ходить по классу, если им этого вдруг захотелось - при этом они естественно мешают другим ученикам... Согласитесь, класс, в котором учителем не созданы условия для работы учеников, шум-гам и постоянные выкрики ( даже при посторонних) нельзя назвать оптимальной средой для обучения.
Таковы веяния новой системы, которая приводит к тому, что дети без замечаний проводят 20-30 минут "в туалете" на уроке; будучи в школьном дворе, матерятся во всю Ивановскую (учителя просто не обращают на брань никакого внимания), и вообще ведут себя как вздумается... Нам рассказывали на собраниях, что учитель в современном мире просто НЕ ИМЕЕТ ПРАВА сделать замечание ребёнку! То ли детей возвели выше учителей, то ли учителя нашли себе хорошую отговорку ничего вокруг не замечать, но это факт...
Все перечисленные пункты ведут к деградации школьной системы, а в частности к ослаблению интереса детей к школе и низкому качеству знаний. Школа не только не развивает, но и ломает детей. При этом родители вынуждены искать репетиторов, чтобы подтянуть хромающие знания их чад, эти репетиторы восстанавливают пробелы естественно после уроков у уставших уже в школе детей, не получивших там должных знаний, а родители работают на содержание классных кабинетов и оплату тех самых репетиторов... при этом не видя детей целыми днями.
Видит Бог, не хочу сегодня критиковать школу и учителей ( они скорее всего такие же "заложники" бессистемности и глупых реформ в образовании) но нет, не туда мы идём, не туда... Дети якобы получают в школе неплохие оценки, при этом знания их очень слабы и существенно отличаются от тех знаний, которые получали мы. Поверьте, я вовсе не критик, хоть так может и показаться на первый взгляд. Я всегда с интересом изучала материал учебников старшего сына и вот уже три года изучаю материал учебников младшего. Подбор текстов для чтения вводит меня в ступор, правила, написанные заумным языком, вызывают удивление и порой негодование, а задачи по математике для четвероклассников подобраны как раз намного проще, чем решали когда-то мы в третьем классе и не несут никакой развивающей нагрузки. При этом учебная нагрузка на детей остаётся совсем немаленькая - 6-7 уроков, грамотность же детей меня пугает, она плачевна...
Современная массовая "мода" взрастить свободного и вольного человека, начиная с пелёнок, заканчивается сотней вопросов, встающих перед родителями в школе "Зачем? Зачем мы растили и развивали ребёнка, если никому это не нужно?!"
Например с трёх лет мы занимаемся с Димой по методике московского педагога Петерсон Л.Г.
(Опыт работы по её методике у меня остался с гимназии, эту методику я хорошенько изучила в своё время и очень довольна нею, потому что в ней - СИСТЕМА, эти же тетрадки я вижу в Stories у Маши Комковой - по ним занимаются её дети, и судя по всему их предложили использовать Маше развивающие центры, в которые она водит своих малышей) То, что наши дети "проходят" в четвёртом классе , уже изучили по этой методике дети в начале третьего класса и материал не вызывает никаких трудностей. Наши же методисты вовсю ослабляют программу, делая её скучной и не интересной для развития...
Опять же сравниваю "Английский язык" по методике Верещагиной И.Н. (российский методист) и наши украинские учебники английского языка (два учебника - авторов Карпюк и Плахотник) Российский учебник - сильный, системный, наши учебники - очень слабые и не дающие знаний...
Чем дальше сталкиваюсь с проблемами школы - тем больше понимаю - "спасение утопающего - дело рук самого утопающего" Не возьмёшься за уроки САМ - не будет толку. Поверьте, знаю, о чём говорю... Пример из личной жизни: пока в институте два года училась вместе со всеми - никуда особо не стремилась, жила как все, иногда отсиживалась на лекциях и на практичках, после второго курса нам с подружкой взбрело в голову пойти работать в школу, мы перешли на индивидуальный график обучения и следующие курсы я по-настоящему и многому училась, именно тогда я сдавала каждую тему преподавателям, именно тогда у меня появились глубокие системные знания, именно тогда пришло умение многое успевать в течение дня - в первую смену работала в классе, во вторую - сдавала темы по предметам, в третью, вечером - сидела в читалке, а по ночам - готовилась к урокам...
Вот и вся предыстория.
Теперь вернёмся к первому месяцу в "новой" школе. Он был нелёгок, но первые уроки и опыт нам подарил... Хотя это всего лишь понимание ситуации в общем и целом.
Система дистанционного обучения заслуживает место БЫТЬ!
Она годится не для всех детей и подходит не всем родителям, но она - прекрасная альтернатива общеобразовательной школе.
Единственное, что нужно понять, перейдя на эту систему - ЗА ТЕБЯ НИКТО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЕТ И НЕ ВЫУЧИТ! В своих попытках познавать новое ты САМ ЗА СЕБЯ В ОТВЕТЕ.
Конечно же в системе есть учитель, курирующий в целом весь класс, но этот учитель находится далеко, где-то по ту сторону экрана... и этот учитель тебе ничего не читает и не рассказывает. Он только может прийти на помощь, если ты сам его позовёшь, обратишься с вопросом, напишешь о своих проблемах в познании нового (например в онлайн-чате) или позвонишь. В остальное время учитель лишь просматривает твоё движение вперёд, проверяет сданные тобой работы и ставит оценки. Два раза в месяц отправляет письма родителям с подробным отчётом об успеваемости ребёнка, иногда рассказывает о приближающихся олимпиадах или онлайн-конкурсах. С учителем возможны и более подробные консультации, но пока мы их не берём, так как нет необходимости. Возможно, если останемся в этой системе обучения и дальше ( в средних и старших классах ) придётся для консультаций и обращаться. Пока справляемся сами.
Кроме классного руководителя рядом с ребёнком в начальной школе обязательно должен находиться ещё и так называемый ТЬЮТОР (наставник), который помогает ребёнку учиться, следит, чтобы ученик правильно организовывал своё время, проходя весь курс в заданных временных рамках, обращает внимание на важное. Как вы понимаете, роль тьютора исполняет то моя мама (дай ей Бог здоровья!), то я.
Весь учебный процесс (уроки, контрольные, практические задания) ребёнок видит с первых учебных дней года - ему в конце августа открывается доступ в "новый класс". Все уроки, которые предстоит ему пройти за год, выглядят, как шкала с ячейками, где одна ячейка - один урок. Уроки, которые предстоит пройти, светятся синим цветом.
Есть ориентировочное расписание уроков на каждый день. Эти же уроки в соответствии с расписанием начинают светиться в шкале уроков каждый день, как жёлтые. И они будут светиться жёлтым цветом до тех пор, пока ребёнок их не выучит. Когда он прошёл урок и ответил на контрольные вопросы или сдал практическую работу, учитель ставит ему оценку - и урок начинает светиться зелёным цветом, как отработанный.
Уроки бывают разные. Есть чисто теоретические, где ученик читает текст и отвечает на контрольные вопросы после него. Если всю информацию усвоил и ответы на вопросы все правильные - то в конце урока можно увидеть результат (например, 12 баллов из 12 или 100% из 100) Результат может быть и хуже, тогда ученик имеет право вернуться к уроку и перечитать теорию, ответив на контрольные вопросы заново.
Есть уроки чисто практические, где ребёнок должен написать твiр (сочинение) или решить самостоятельную по математике или создать какую-то творческую работу. Такой урок предполагает, что результат написанного, или выученного, или прорешанного будет обязательно прикреплён ребёнком или тьютором к уроку в виде скана работы или видеофайла.
Вот, например, видео, в котором Дима сдавал стихотворение на польском языке (он только начал учить этот язык, как дополнительный, в "Оптиме") В таком формате учитель видит своих учеников.
Есть уроки творческие, где ученик что-то делает своими руками (клеит, рисует) мы фотографируем и отправляем, в результате выставляется оценка. Эти работы я показывала в позапрошлом своём посте. Ниже, к примеру, сканы практической работы по читанню ( миф "Деметра i Персефона") Ребёнок читает миф, а затем отвечает на вопросы по нему:
Каждый рабочий урок может быть пройден повторно, доступ к нему открыт в течение всего учебного года. Результат соответственно при желании может быть ребёнком улучшен. Такой подход не действует на так называемые тестовые уроки, которые находятся в конце каждой темы. Тестовые уроки можно пройти лишь онлайн. Эти тестовые уроки пересдать нельзя. Именно они и показывают реальную степень усвоения учеником материала по теме.
Так выглядит отчёт, присланный учителем 1 октября, эту же приблизительно картинку я вижу каждый день в компьютере, зайдя в аккаунт сына. Если вы увеличите фото - увидите, те самые ячейки, каждая ячейка кликабельна, под каждой подписана тема и дата прохождения ребёнком урока.
Все файлы, прикреплённые в аккаунте ученика (рисунки, сочинения, выученные стихи в аудио-формате) остаются в базе навсегда.
Кстати, важно! Ничьи результаты и достижения, кроме своих, мы больше не видим. Соответственно отпадает необходимость сравнивать успехи ребёнка с чьими-то успехами.
Ну, что ещё? По моим наблюдениям за эти пять недель могу сказать, что и эта система не является слишком уж совершенной. В ней не хватает живого общения, взаимодействия между учителем и ребёнком. И это большой минус. Я вначале предполагала, что учитель по ту сторону экрана будет хоть изредка появляться и рассказывать о каких-то темах с помощью видеозаписей, ведь живого человека всегда интереснее слушать, чем читать самому. А нет. Все уроки даются в читабельном виде. Лишь иногда в уроки рисования включены видеоуроки с показом каких-то техник. И потому я немного разочарована, ведь эта система обучения платная и вовсе не дешёвая. Но есть и большой плюс. Ребёнок учится в собственном темпе. Он при этой системе тренирует собственную самостоятельность и ответственность. И овладевать материалом ему никто не мешает.
Писать сын стал намного лучше и грамотнее, чем в школе. Школьные тетради я открывала и была в состоянии тихой паники - куча неисправленных учителем ошибок, грязные исправления ребёнком, скачущие буквы и в конце работы - "10" баллов. За какие же тогда работы ставили "9","8","7"?
Пока что учиться дистанционно сыну нравится больше, чем в школе. Ещё бы! Ты сам хозяин своему времени, ты можешь встать чуточку позже и начать урок тогда, когда к этому готов, ты можешь вклинить между уроками занятия вокалом и фортепиано, сходить на английский - никто не контролирует, когда ты сядешь за урок и когда встанешь. Важно только, чтобы ты освоил материал. В конце концов ты можешь пойти вперёд и выполнить программу семестра намного быстрее, а затем отдыхать. Ты САМ овладеваешь системой знаний.
Добавить бы к этому чуточку ответственности и самостоятельности - и результат обязательно будет! Пока что с ответственностью и самостоятельностью у нас туговато) Но пока и прошёл лишь один месяц учёбы. Будем работать над этим...
А теперь начистоту. Я не являюсь таким уж фанатом дистанционного обучения. Я вообще не фанатею от необходимости обучать и контролировать ребёнка все одиннадцать лет, как тьютор.
Если бы вы знали, как бы мне хотелось вернуться назад - в нашу добрую старую школу 20-го века, я вот просто не понимаю, что плохого было в "советской" системе обучения? Эта самая СИСТЕМА БЫЛА, были отличные толковые учебники, были учителя, которые знали, что делают... Я не помню, чтобы мы ходили к репетиторам, все знания ученики получали на уроках. И знания эти были серьёзные... А сейчас, столкнувшись к огромной кучей проблем, я долго не знала, какой вариант их решения выбрать. Меня будто бы загнали в ловушку. Шаг навстречу дистанционке я сделала от безысходности и отчаянья. Когда у ребёнка нарушился гормональный фон, появилась дисфункция щитовидки и надпочечников, невралгические проблемы и слёзы рекой по утрам перед школой (это далеко не всё)... тут уж не до сомнений, просто надо было что-то менять.
Напоследок поздравлю абсолютно ВСЕХ учителей, кто будет читать этот пост с профессиональным праздником! Труд Учителя непрост и тяжёл. Но это самый святой труд из всех. Потому и относиться к своим обязанностям учитель должен со всей серьёзностью... Я долго не выдержала такой нагрузки, она буквально подкосила моё здоровье. Но я не жалею, что ушла. Благодаря тому, что ушла, у меня есть теперь собственный дом, и самое главное - Дима)
Поверьте, я никого не хотела обидеть этим самым постом. Я хотела поделиться тем, что наболело. Наверняка в Украине множество учителей работают не за страх, а за совесть, они наверняка отдают всю свою душу и сердце детям... Нашу учительницу назвать "плохой" было нельзя. Справедливости ради скажу, она на детей не кричала, не оскорбляла, она приходила вовремя на работу, проводила какие-то мероприятия... Возможно после работы в гимназии у меня был завышенный уровень ожидания, ведь в гимназии я видела совершенно другую профессиональную планку других учителей и совершенно другую требовательность к себе и собственным урокам... Возможно долгие годы работы в школе как-то замыливают взгляд учителя, заставляя работать "без огонька". Возможно реформы загнали нашего учителя в угол, и она не смогла обеспечить детям должные условия для обучения... Чем больше по ТВ говорят о булинге - тем страшнее, ведь эта травля в нашем классе была, все три года, и с каждым годом лишь усугублялась... Предполагаю, что и я могу быть не до конца объективной по отношению к работе наших учителей ( у нас в классе их было две - по новой системе инклюзивного образования) Но я всего лишь мама, отдавшая в школу весёлого жизнерадостного ребёнка и получившего к концу третьего класса ребёнка с кучей психосоматических изменений в организме. Знаете, вспоминаю первое сентября... Когда учитель забирал детей в класс - у меня одной ни с того, ни с сего потекли ручьём слёзы. Как будто чувствовала, что этот шаг непрост, что он подарит мне много материнских тревог и боли, а моему сыну - кучу испытаний.
Если вы заметили, я никогда старалась ничего не писать о нашей школе. Переживала втихомолку и молча. За три года было передумано много дум, просчитано много разных вариантов, взвешено много разных путей... Этот пост просто констатирует прожитое и обдуманное.
В любом случае я ни о чём уже не жалею. Шаг сделан. Теперь осталось только идти вперёд...
Не бойся, что не получится, бойся, что не попробуешь...
Чтобы не заканчивать свой пост на такой ноте, прикреплю здесь видео "Дизель-шоу" под названием "Реформа образования - реакция учителей", надеюсь, у вас появится повод для улыбки, хоть и грустной)
Так случилось, что этот пост написался как раз ко Дню учителя, хотя целенаправленно я это и не планировала.
Не уверена, что он будет отличаться упорядоченностью мыслей и систематическим анализом. Пока это всё же первые впечатления от совершенно иной системы обучения, чем общепринятая. Я постараюсь максимально чётко изложить то, что думаю, но если мне чего-то не удастся - не удивляйтесь) И спрашивайте, если что-то непонятно, я постараюсь быть открытой.
Чтобы объяснить причины моего "недовольства" обычной школой, начну с небольшой предыстории. Я закончила обычную сельскую среднюю школу. Учителя мои были хорошие (в основном), они давали системные знания (как я понимаю сейчас), пробуждали интерес к учёбе, и с высоты прожитых лет я могу их только похвалить - они были просто молодцы! Ничего не зная тогда о квестах, они их уже проводили, пусть это было нечасто, но было! Притом подготовка была серьёзной - в классе или на улице мы отыскивали задания и стремились выполнить их командами ( математика в 5 классе, история, география,), это было супер интересно!.. Не зная, пригодится ли нам умение конспектировать, учитель физики научила выделять главное из текста и записывать информацию кратко, это было супер полезно в дальнейшем - я отлично писала конспекты в ВУЗе. Учительница русского языка и литературы дала серьёзные основы грамотности, её же уроки русской литературы незабываемы... Учительница алгебры и геометрии подхватила начинавшееся тогда обучение по система Шаталова и активно внедряла его в свою практику, с математикой я по жизни "дружу", высшая математика в институте проблем не вызывала, во время стройки обсчитывала все расходы материалов сама, ну и старшему, Андрею, я всегда могла помочь с уроками вплоть до окончания школы) Всем своим Учителям я БЛАГОДАРНА...
Я очень мечтала стать учителем. И стала им. Но так сложилось, что нужно было растить одной ребёнка. Пока растила - отдавала ему всё то, что есть во мне "учительского". Был у меня такой важный "пунктик" в голове - несмотря на проживание в селе во что бы то ни стало дать сыну такое образование, чтобы никто не сказал ему:"Ты из села..." Потому много занималась с ним (со старшим, с Андреем). Когда пришла пора идти в школу, я повезла его на экзамен в "продвинутую"гимназию, что находилась в сорока километрах от дома (город Энергодар), даже не смея на что-то надеяться, и он поступил сразу же во второй класс, минуя первый. Мне предложили взять там же первый класс. О, это было счастье! Так сбылось одновременно две моих мечты. Сын учился в гимназии вплоть до девятого класса, причём весьма успешно (каждый день ездил) Я же поработала два года и не выдержала испытания - подкачало здоровье, начались поездки в онкологическую больницу. Чтобы сын не остался ещё и без мамы, пришлось пересмотреть свои взгляды на профессию и уйти из школы, хотя это решение мне далось нелегко. Но в душе я - учитель, причём до мозга костей...
кадры из моего далёкого прошлого - я и мои ученики-гимназисты, сейчас им уже по 23-24 года... |
Во-первых, я окончательно убедилась, что современная система образования, которая напрочь отвергла все "советские" требования и методики, является совершенно бессистемной и бестолковой - старое "поломали" и забыли, а новое не придумали и не продумали до конца. При этом разрешили учителям внедрять свои авторские методики, не позаботившись даже о том, чтобы создать приблизительный методический общий план. Так например, я не нашла нигде (даже в интернете) требований к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников (которые абсолютно точно существовали несколько десятков лет назад, во времена моей учёбы в ВУЗе) Для тех, кто не в курсе: отталкиваясь от того, чему мы должны научить за год учеников, любой учитель составлял перед учебным годом календарное планирование уроков, а затем на основе календарного - поурочное. Каждая тема давалась в определённой системе - опираясь на уже усвоенные ребёнком знания, закреплённые навыки, учитель давал знания по новой теме, затем урок или два отрабатывал с учениками новые умения и вскоре закреплял полученные навыки. Итогом каждой темы становилась самостоятельная работа детей, показывающая, насколько они усвоили ту или иную тему. Сейчас в программе - полный "калейдоскоп" тем и заданий. Учителю разрешено самому выбирать методику, по которой он будет работать. Но базовых толковых методик практически нет. И потому каждый учитель берёт за основу совершенно глупые учебники и идёт по ним. Не напрягаясь лично.
Я - взрослый человек, и то уже потерялась, когда же мы отработаем одно, чтобы взяться за другое? По учебнику математики дети сегодня учатся выполнять деление с остатком, завтра - письменно делить трёхзначные числа на двухзначные, послезавтра - решать задачи на движение... Системы - ноль! Знаний - ещё меньше. Не мудрено, что ребёнок совершенно запутывается порой в приёмах и способах вычисления (ведь эти приёмы и способы не отработаны) , ожидая от взрослого подсказки... И подсказка приходит.
Вот мы и подошли ко второй причине. В современной школе не учат детей мыслить. Весь материал подаётся детям в готовом, как будто бы "разжёванном" виде, при этом он как бы проскальзывает мимо их ушей, поскольку не вызывает потребность думать.
Когда я во втором классе, почуяв неладное, попросилась на любой урок в класс сына, чтобы посмотреть на то, как он работает в классе на уроке, я вышла с урока в большом недоумении (видит Бог - не люблю хаять учителей, нас учили в институте объективно оценивать их работу) Но тут оценивать было нечего... и даже по одному уроку было понятно, почему, отдав в школу хорошо подготовленного нами ребёнка, у него уже во втором классе появилось невнимание, рассеянность к вопросам и полное отсутствие интереса к учёбе.
Меня пригласили на урок украинского языка - к моему посещению, я думаю, подготовились чуть лучше, чем обычно, но урок мне не понравился. Дети совершенно не научены были ни слышать вопрос учителя, ни думать в ответ на него, ни делать выводы.
Хороший (по меркам школы) учитель совершенно не владел приёмами ведения урока, и это было видно даже мне (кто в школе проработал всего-то ничего) - она задавала детям вопрос и тут же сама на него отвечала, дети даже те вопросы и не слушали, выкрикивали кто что придумал, вплоть до глупостей, загадки никто не дослушивал до конца, с первой строки загадки крича наугад отгадки... можете себе представить, сколько было толку от такой работы? Весь урок по изучению прикметника (имени прилагательного) дети выполняли однообразную работу, подбирая к iменнику (имени существительному) признаки по вопросам який?, яка?, яке? Ни разнообразных заданий, ни разных методов и форм работы, ни правила, ни выводов в конце урока. Все эти моменты говорили о том, что учитель не слышит детей, а дети не слышат его. Он просто не поставил в начале урока перед детьми проблему или задачу, а в конце урока дети так и не поняли, чем они весь урок занимались...
Третья причина - совершенно бестолковые учебники, в которых найти какую-либо информацию крайне сложно даже взрослому. Не систематичные, о чём я писала выше. Примитивные, если сравнивать их с учебниками 30-летней давности (да-да! это говорю со всей ответственностью)
Засилие тетрадей с печатной основой (до 15 штук на ученика в год!), которые сейчас не создаёт только ленивый, а следовательно не контролирует никто. Учитель, подобрав на свой вкус эти самые тетради, идёт строго по ним, считая что миссию свою в учебном плане выполнил. А тетради эти - примитивные, не интересные и в большинстве своём бесполезные, не только "облегчают" работу учителя ( чтоб не дай Боже не порылся и не подобрал сам хорошие "умные" задания), но изобилуют ещё и ошибками...
Четвёртое. Я не знаю, как где, но в наших школах прекратились "открытые" уроки, где коллеги делятся своими умениями и наработками. В нашей гимназии это было. Я могла даже во время "окна" попроситься на урок к любому учителю параллели с целью набраться опыта, и просилась... ведь чужой опыт очень помогал, вдохновляя "расти"в профессии. Всего за два года работы было сделано столько интереснейших наработок, проведено столько увлекательных уроков... Это была настоящая "плодородная почва" для моего развития, как учителя. Хотя я очень многого и не успела сделать...((
Потому отсутствие личностного роста учителя, владеющего интерактивной доской и 31 ноутбуком, выданным по программе инклюзивного образования на Димин класс, и нежелание учителя пользоваться всем этим ресурсом на полную катушку, готовя отличные уроки для детей - мне это непонятно...
И пятое. Не знаю, как в других странах, но у нас, как мне рассказывают возмущённые родители, дети запросто могут встать и ходить по классу, если им этого вдруг захотелось - при этом они естественно мешают другим ученикам... Согласитесь, класс, в котором учителем не созданы условия для работы учеников, шум-гам и постоянные выкрики ( даже при посторонних) нельзя назвать оптимальной средой для обучения.
Таковы веяния новой системы, которая приводит к тому, что дети без замечаний проводят 20-30 минут "в туалете" на уроке; будучи в школьном дворе, матерятся во всю Ивановскую (учителя просто не обращают на брань никакого внимания), и вообще ведут себя как вздумается... Нам рассказывали на собраниях, что учитель в современном мире просто НЕ ИМЕЕТ ПРАВА сделать замечание ребёнку! То ли детей возвели выше учителей, то ли учителя нашли себе хорошую отговорку ничего вокруг не замечать, но это факт...
Видит Бог, не хочу сегодня критиковать школу и учителей ( они скорее всего такие же "заложники" бессистемности и глупых реформ в образовании) но нет, не туда мы идём, не туда... Дети якобы получают в школе неплохие оценки, при этом знания их очень слабы и существенно отличаются от тех знаний, которые получали мы. Поверьте, я вовсе не критик, хоть так может и показаться на первый взгляд. Я всегда с интересом изучала материал учебников старшего сына и вот уже три года изучаю материал учебников младшего. Подбор текстов для чтения вводит меня в ступор, правила, написанные заумным языком, вызывают удивление и порой негодование, а задачи по математике для четвероклассников подобраны как раз намного проще, чем решали когда-то мы в третьем классе и не несут никакой развивающей нагрузки. При этом учебная нагрузка на детей остаётся совсем немаленькая - 6-7 уроков, грамотность же детей меня пугает, она плачевна...
Современная массовая "мода" взрастить свободного и вольного человека, начиная с пелёнок, заканчивается сотней вопросов, встающих перед родителями в школе "Зачем? Зачем мы растили и развивали ребёнка, если никому это не нужно?!"
Например с трёх лет мы занимаемся с Димой по методике московского педагога Петерсон Л.Г.
все эти тетради-развивашки мы прошли с Димой, нет не прошли... проиграли, проучились) |
Это наши комплекты тетрадей Петерсон для всех начальных классов, закуплены давно и мы "идём" по этим тетрадям, потому что лучшей современной методики обучения математике я пока не встречала... |
Чем дальше сталкиваюсь с проблемами школы - тем больше понимаю - "спасение утопающего - дело рук самого утопающего" Не возьмёшься за уроки САМ - не будет толку. Поверьте, знаю, о чём говорю... Пример из личной жизни: пока в институте два года училась вместе со всеми - никуда особо не стремилась, жила как все, иногда отсиживалась на лекциях и на практичках, после второго курса нам с подружкой взбрело в голову пойти работать в школу, мы перешли на индивидуальный график обучения и следующие курсы я по-настоящему и многому училась, именно тогда я сдавала каждую тему преподавателям, именно тогда у меня появились глубокие системные знания, именно тогда пришло умение многое успевать в течение дня - в первую смену работала в классе, во вторую - сдавала темы по предметам, в третью, вечером - сидела в читалке, а по ночам - готовилась к урокам...
Вот и вся предыстория.
Теперь вернёмся к первому месяцу в "новой" школе. Он был нелёгок, но первые уроки и опыт нам подарил... Хотя это всего лишь понимание ситуации в общем и целом.
Система дистанционного обучения заслуживает место БЫТЬ!
Она годится не для всех детей и подходит не всем родителям, но она - прекрасная альтернатива общеобразовательной школе.
Единственное, что нужно понять, перейдя на эту систему - ЗА ТЕБЯ НИКТО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЕТ И НЕ ВЫУЧИТ! В своих попытках познавать новое ты САМ ЗА СЕБЯ В ОТВЕТЕ.
Конечно же в системе есть учитель, курирующий в целом весь класс, но этот учитель находится далеко, где-то по ту сторону экрана... и этот учитель тебе ничего не читает и не рассказывает. Он только может прийти на помощь, если ты сам его позовёшь, обратишься с вопросом, напишешь о своих проблемах в познании нового (например в онлайн-чате) или позвонишь. В остальное время учитель лишь просматривает твоё движение вперёд, проверяет сданные тобой работы и ставит оценки. Два раза в месяц отправляет письма родителям с подробным отчётом об успеваемости ребёнка, иногда рассказывает о приближающихся олимпиадах или онлайн-конкурсах. С учителем возможны и более подробные консультации, но пока мы их не берём, так как нет необходимости. Возможно, если останемся в этой системе обучения и дальше ( в средних и старших классах ) придётся для консультаций и обращаться. Пока справляемся сами.
Кроме классного руководителя рядом с ребёнком в начальной школе обязательно должен находиться ещё и так называемый ТЬЮТОР (наставник), который помогает ребёнку учиться, следит, чтобы ученик правильно организовывал своё время, проходя весь курс в заданных временных рамках, обращает внимание на важное. Как вы понимаете, роль тьютора исполняет то моя мама (дай ей Бог здоровья!), то я.
Весь учебный процесс (уроки, контрольные, практические задания) ребёнок видит с первых учебных дней года - ему в конце августа открывается доступ в "новый класс". Все уроки, которые предстоит ему пройти за год, выглядят, как шкала с ячейками, где одна ячейка - один урок. Уроки, которые предстоит пройти, светятся синим цветом.
Есть ориентировочное расписание уроков на каждый день. Эти же уроки в соответствии с расписанием начинают светиться в шкале уроков каждый день, как жёлтые. И они будут светиться жёлтым цветом до тех пор, пока ребёнок их не выучит. Когда он прошёл урок и ответил на контрольные вопросы или сдал практическую работу, учитель ставит ему оценку - и урок начинает светиться зелёным цветом, как отработанный.
Уроки бывают разные. Есть чисто теоретические, где ученик читает текст и отвечает на контрольные вопросы после него. Если всю информацию усвоил и ответы на вопросы все правильные - то в конце урока можно увидеть результат (например, 12 баллов из 12 или 100% из 100) Результат может быть и хуже, тогда ученик имеет право вернуться к уроку и перечитать теорию, ответив на контрольные вопросы заново.
Есть уроки "рабочие", где ребёнок отрабатывает какие-то умения - решает примеры и задачи в обычную школьную тетрадь, пишет упражнения по языку, выполняет задания после упражнений. Вот здесь тьютор просто необходим, чтобы посмотреть эти задания, проверить, помочь, если нужно...
Есть уроки чисто практические, где ребёнок должен написать твiр (сочинение) или решить самостоятельную по математике или создать какую-то творческую работу. Такой урок предполагает, что результат написанного, или выученного, или прорешанного будет обязательно прикреплён ребёнком или тьютором к уроку в виде скана работы или видеофайла.
Вот, например, видео, в котором Дима сдавал стихотворение на польском языке (он только начал учить этот язык, как дополнительный, в "Оптиме") В таком формате учитель видит своих учеников.
Так выглядит отчёт, присланный учителем 1 октября, эту же приблизительно картинку я вижу каждый день в компьютере, зайдя в аккаунт сына. Если вы увеличите фото - увидите, те самые ячейки, каждая ячейка кликабельна, под каждой подписана тема и дата прохождения ребёнком урока.
Кстати, важно! Ничьи результаты и достижения, кроме своих, мы больше не видим. Соответственно отпадает необходимость сравнивать успехи ребёнка с чьими-то успехами.
Ну, что ещё? По моим наблюдениям за эти пять недель могу сказать, что и эта система не является слишком уж совершенной. В ней не хватает живого общения, взаимодействия между учителем и ребёнком. И это большой минус. Я вначале предполагала, что учитель по ту сторону экрана будет хоть изредка появляться и рассказывать о каких-то темах с помощью видеозаписей, ведь живого человека всегда интереснее слушать, чем читать самому. А нет. Все уроки даются в читабельном виде. Лишь иногда в уроки рисования включены видеоуроки с показом каких-то техник. И потому я немного разочарована, ведь эта система обучения платная и вовсе не дешёвая. Но есть и большой плюс. Ребёнок учится в собственном темпе. Он при этой системе тренирует собственную самостоятельность и ответственность. И овладевать материалом ему никто не мешает.
Писать сын стал намного лучше и грамотнее, чем в школе. Школьные тетради я открывала и была в состоянии тихой паники - куча неисправленных учителем ошибок, грязные исправления ребёнком, скачущие буквы и в конце работы - "10" баллов. За какие же тогда работы ставили "9","8","7"?
Пока что учиться дистанционно сыну нравится больше, чем в школе. Ещё бы! Ты сам хозяин своему времени, ты можешь встать чуточку позже и начать урок тогда, когда к этому готов, ты можешь вклинить между уроками занятия вокалом и фортепиано, сходить на английский - никто не контролирует, когда ты сядешь за урок и когда встанешь. Важно только, чтобы ты освоил материал. В конце концов ты можешь пойти вперёд и выполнить программу семестра намного быстрее, а затем отдыхать. Ты САМ овладеваешь системой знаний.
Добавить бы к этому чуточку ответственности и самостоятельности - и результат обязательно будет! Пока что с ответственностью и самостоятельностью у нас туговато) Но пока и прошёл лишь один месяц учёбы. Будем работать над этим...
А теперь начистоту. Я не являюсь таким уж фанатом дистанционного обучения. Я вообще не фанатею от необходимости обучать и контролировать ребёнка все одиннадцать лет, как тьютор.
Если бы вы знали, как бы мне хотелось вернуться назад - в нашу добрую старую школу 20-го века, я вот просто не понимаю, что плохого было в "советской" системе обучения? Эта самая СИСТЕМА БЫЛА, были отличные толковые учебники, были учителя, которые знали, что делают... Я не помню, чтобы мы ходили к репетиторам, все знания ученики получали на уроках. И знания эти были серьёзные... А сейчас, столкнувшись к огромной кучей проблем, я долго не знала, какой вариант их решения выбрать. Меня будто бы загнали в ловушку. Шаг навстречу дистанционке я сделала от безысходности и отчаянья. Когда у ребёнка нарушился гормональный фон, появилась дисфункция щитовидки и надпочечников, невралгические проблемы и слёзы рекой по утрам перед школой (это далеко не всё)... тут уж не до сомнений, просто надо было что-то менять.
Напоследок поздравлю абсолютно ВСЕХ учителей, кто будет читать этот пост с профессиональным праздником! Труд Учителя непрост и тяжёл. Но это самый святой труд из всех. Потому и относиться к своим обязанностям учитель должен со всей серьёзностью... Я долго не выдержала такой нагрузки, она буквально подкосила моё здоровье. Но я не жалею, что ушла. Благодаря тому, что ушла, у меня есть теперь собственный дом, и самое главное - Дима)
Если вы заметили, я никогда старалась ничего не писать о нашей школе. Переживала втихомолку и молча. За три года было передумано много дум, просчитано много разных вариантов, взвешено много разных путей... Этот пост просто констатирует прожитое и обдуманное.
В любом случае я ни о чём уже не жалею. Шаг сделан. Теперь осталось только идти вперёд...
Не бойся, что не получится, бойся, что не попробуешь...
Чтобы не заканчивать свой пост на такой ноте, прикреплю здесь видео "Дизель-шоу" под названием "Реформа образования - реакция учителей", надеюсь, у вас появится повод для улыбки, хоть и грустной)
Наташа, какой интересный пост. Ты досконально разобралась в теме обучения и это хорошо. Идите вперед, у вас все получится!
ОтветитьУдалитьНадеюсь, Наташа, спасибо...
УдалитьНаташа, я прочитала пока половину...скажу, что это не предел деградации и намечается такое образование, как в штатах. Ни ты, ни я ничего не изменим. Мне тяжело смотреть как в стране убивается все...не хочется ничего писать, если честно.
ОтветитьУдалитьСвета, я тоже этот пост писала через силу, буквально вымучила его. Хотелось быть объективной, хотелось зря не жаловаться, но если бы ты знала, как накипело...
УдалитьСмотрю в последние дни сюжеты в "Новостях" о разных системах образования - финской, норвежской, японской и так далее, буквально "прикипаю" в этот момент к телевизору. И что заметила, наши специалисты выхватывают общие тенденции тех самых систем, не задумываясь о стержне образования, о подготовке кадров, введут реформу - и радуются. А то, что те самые "перемены" калечат детей, что уже сами учителя не могут понять, как себя вести с детками - это страшно. Они говорят: "Мы должны вырастить счастливых людей" - при этом делают всё, чтобы дети росли несчастными...
Кстати, позавчера увидела сюжет из "Дизель-шоу" о реформе образования, прикрепила его к этому же посту, смех сквозь слёзы:((
Наташа, хочу сказать что в российской школе проблем не меньше. И те же проблемы. А вы молодцы! С удовольствием буду следить за вашим обучением, очень интересный опыт.
ОтветитьУдалитьГалина, я думаю, что Конфуций (кажется?) был прав, когда говорил: "Ничего нет страшнее, чем жить во время перемен..." Последние годы уж как-то слишком все увлеклись переменами, всё создают реформы, всё воплощают новое. В прошлом году родители наших школ всячески украшали кабинеты картинками, вплоть до перебора, разрисовывали панели класса, даже объявили конкурс на то, чьи двери и вход в класс будут интереснее и ярче... Родители вырезАли по 150 картинок из бумаги на окна. Ужас! Дети в классе находились в каком-то фантасмагорическом пространстве, которое отвлекало и не давало сосредоточиться на учёбе.
УдалитьВ этом году те же родители жалуются, что их заставляют закрашивать рисунки на панелях и снимать ВСЕ картинки со стен, потому что появилось новое веяние моды - НУШ (нова украiнська школа).
Я не завидую ни родителям, ни учителям. Уж лучше жить в стабильные времена.
Ого, Наташа! Ты ещё и в этом всём так хорошо разбираешься?! Так содержательно и грамотно всё пишешь. А...Я даже не знаю что сказать... Мне наверное не так повезло со школой и с учителями, как тебе. Хотя я училась и не в сельской, а в городской школе полюбить не смогла ни один предмет. То же самое было и у старшего сына. Младший наоборот учится в сельской школе. И если в младшей школе всё было в принципе хорошо. Всё шло плавно, медленно и размазано, Кириллу местами было скучно, но в школу он всегда шёл с хорошим настроением и энтузиазмом, то средняя школа это просто кошмар! Каждый урок новая тема и да, все вразброс! Добавить к этому всему кошмару 2ю смену и чтоб не так допоздна дети сидели в школе у нас ещё и уроки по разному начинаются, например:в понедельник в 12,00, во вторник в 13,55 и т.д и т.п. Да плюс ещё идиотское расписание 1й,2й,3й уроки это рисование, музыка, физкультура, а 4й,5й,6й это языки, математика...ну просто нет слов! И ещё то одного, то другого учителя нет...
ОтветитьУдалитьМне стыдно это признавать, но я уже устала!!! (Это ещё при том, что я не сижу и не делаю домашку с Кириллом, только проверяю иногда(!!!). Про Кирилла молчу, его от слова "школа" уже тошнит, а ведь всего месяц с начала учебного года прошёл...
Вы такие молодцы! Результаты Димы вдохновляют! Буду с интересом следить за вашим процессом ;)
Оля, спасибо, что поделилась своими наблюдениями... Мне правда - вот очень интересно, кто что думает о школе в целом, о школе своего детства и школе современной в частности, кто считает, что мы действительно движемся вперёд, а кому кажется, что нас лишь обманывают, крича о том, что школа становится всё лучше и лучше...
Удалить5 класс - это огромный стресс для детей! Так было всегда. Здорово, что у Кирилла был позитивный опыт учёбы хотя бы в начальных классах, и плохо, что так кардинально всё изменилось сейчас(( Нужно наверное поднимать вопрос о загруженности детей на собрании, хотя я не уверена, что что-то изменится. Родители первоклассников часто делятся со мной своими впечатлениями о школе, каждый рассказывает о своём, но в целом все недовольны тем, что первый класс не настроил детей на учёбу, они весь первый месяц даже не писали ещё, только игрались... Учителя говорят родителям, что в первом и даже втором классе будет продолжаться адаптация детей к школе, соответственно нагрузок не будет никаких. А родители пятиклассников, с которыми я общалась на род.собрании в музыкалке, буквально стонут от свалившейся на их детей нагрузки - уроков каждый день по 6-7, а то и 8 с факультативами, после этих уроков дети занимаются в музыкальной (неделя - 7 уроков) и бегают на английский и к прочим репетиторам, дети стонут - родители стонут, просвета не видно... Нужна ли такая НУШ (нова украiнська школа) кому-то?
Меня родители проверяли класса до четвёртого, позже иногда по истории-географии-физике могли погонять (чтоб не расслаблялась)), в основном я училась сама уже и осознанно. Сколько делала всего дополнительно... и ведь интересно же было! Помню, месяц лежала в областной больнице, так не отстала ни на один урок - сама всё разбирала и учила там, даже опередила класс нечаянно)) Сейчас вот ищу в интернете Диме учебник по геометрии Погорелова (наш, советский), думаю, что он будет и понятнее, и проще, чем современные...
И да, сегодня сын справился со своими дневными уроками уже к 12.35.
Наташ, сейчас система образования одна из самых болезненных тем, грустных, требующих каких-то действий, но пока жуть... Я тебя читала в два захода, не смогла сразу ответить, слишком много мыслей, ассоциаций, отвращения к современному подходу. И да - мне страшно за детей, это тоже есть(( я поняла только, что абсолютно хороших школ не бывает, и то, что одним подходит, другим может оказаться никак. И родители... не знаю где как... всякие бывают.
ОтветитьУдалитьСпасибо тебе, что так грамотно расписала преподавание, мне некоторые моменты стали более понятны.
Удачи вам!
Лена, этот пост писать было труднее всего...
УдалитьО рукоделии как-то пишется легче) Связала, вышила, приготовила, фотографий нащёлкала - и пару абзацов о процессе, всё!
Этот пост был буквально криком души моей. Я знала, что придётся вывернуться наизнанку, описывая свои чувства и переживания, но не сделав этого, не смогла бы объснить ту критическую точку, из-за которой пришлось всё менять.
Многое и в этом посте осталось "за кадром"... Но в общем я описала все те мысли, что посещают меня в последнее время. Школа сейчас - это своеобразная мельница, она перемалывает детей, кто выстоял, не сломался - из того будет толк, те выдержат любые жизненные испытания, а многие ж дети на приёмах у неврологов (я видела эти длиннющие очереди школьников под кабинетом), и у всех них приблизительно одно и то же...
Наташа, вот кого нужно направить работать в Министерство образования! Такого скурпулёзного, обстоятельного человека!
ОтветитьУдалитьТы знаешь, мое негативное мнение насчет школ, не буду его снова писать, хочу только пожелать вам с Димой успехов.
Вот-вот, мы еще будем гоняться за советскими учебниками!:)
Валя, ты издеваешься?)
УдалитьЯ совершенно не "министерский" человек и никакой не руководитель. Я бы была хорошим учителем-практиком, если бы так не повернулась жизнь. Любое дело стараюсь делать с душой и полной самоотдачей. Как раз в День учителя поздравляла свою наставницу, у которой два месяца проходила свою первую активную педпрактику в гимназии Кривого Рога (она позже стала крёстной моего Андрея), так она написала мне в Messenger "если бы не жизненные обстоятельства, ты стала бы редчайшим по нынешним временам Учителем с большой буквы", наверное она видела во мне тот самый потенциал тогда, когда я была ещё студенткой. Жаль, не сложилось...
Какая наболевшая тема. Я - учитель. И меня от современной школы тошнит. От погони за рейтингом, от зачётных для школы мероприятий, от того, чтобы родители были довольны, что их ребёнка ,,облизали,, от своей бесправности, от невозможности сделать замечание за мат на переменах и бля на уроке, от того, что за тройку надо объясняться, а двойка так вообще серьёзный повод для общения с администрацией. Как учитель я загнана в рамки. Как учитель русского и литературы я внутренне плачу от бескультурья, от того, что Слово затирают в угоду модному и топовому - робототехнике. Как тётя, я радуюсь тому, что моя племяшка закончила обычную провинциальную школу, куда прогресс в виде интерактивных досок и электронных уроков не дошёл, а были ,,живые,, уроки. Мне грустно, что разорвана межпредметная связь. Убрали МХК ради часов компьютерного моделирования, уроки труда заменили на компьютерную технологию, не привлекают больше детей на субботники.
ОтветитьУдалитьИз школы вытравляют не только знания, системные знария, но и сам дух образованности и воспитанности.
Ириш, я рада, что ты откликнулась... Больше всего я боялась обидеть тебя своим постом. Знаю, что ты относишься к своей профессии и ученикам с душой. Когда писала всё это, во мне одновременно боролась "мама" и "учитель". "Мама" победила) Я знаю, что работать тяжело, знаю, что администрация заставляет делать порой глупые вещи, думая о так называемом "рейтинге" школы, видела воочию, как вёл себя со мной тот самый директор школы, когда я забирала документы сына (я не ругалась, никого не упрекала в наших "бедах", а он при этом вёл себя вызывающе и просто по хамски, всем своим видом показывая мне моё ничтожество) Я очень сдержанный человек, всегда десять раз подумаю, что сказать учителю. Но когда я уже молила нашего учителя о помощи, понимая, что ребёнку крайне плохо в классе, меня так никто и не услышал. Глупо было биться головой о стенку...
УдалитьТы всё правильно пишешь. Предполагаю, что если бы ты написала пост о современной школе, твои тезисы были бы ещё более интересны нам, так как ты в этой системе работаешь уже так давно... Знаешь, что обидно? Что я ни в коей мере не "копалась" в том, как работает учитель, не "облизывала" Димку, я всегда искала ответы на его неудачи в нём самом, пыталась разобраться, помочь ему всё-таки адаптироваться в школе... Он менялся "на глазах" все три года учёбы. Очень страшно видеть, как твой ребёнок с живым огоньком в глазах, идущий в первый класс с желанием (кстати очень дружелюбный и общительный) становится загнанным в угол "зверьком", плачущим по пустяку и не желающим идти в школу. Ты же знаешь, хоть я и работаю уже давно без выходных, старалась уделять много внимания сыну, учёбе, но когда мы стали ежемесячно ездить в областную больницу, а проблемы выскакивали одна за другой - тут уже я просто рассердилась на школу. Ну нельзя же так ломать "через колено" нормальных детей там!!! И не обращать внимания на их проблемы... НУЖНО, НУЖНО что-то делать со всем этим, согласись?!
Наташа, больная тема практически у всех родителей. Мне вот тоже интересно, на кой .... было ломать хорошую отлаженную систему образования, просто тупо копируя из-за границы? Привносить что-то новое надо безусловно, но аккуратно и не так бездумно, как у вас и у нас.
ОтветитьУдалитьЯ к счастью успела закончить хорошую советскую школу и очень благодарна сейчас своим учителям и за знания, и за интерес к учёбе, а главное за умение учиться и искать информацию. Мы с племянницей использовали те советские учебники, которые у нас остались со школы - литературу ещё мамину, 60ых годов и мой учебник Биологии с 6 по 8 классы. Они нам очень помогли. И все годы её учёбы на них ставили какие то эксперименты. В результате к 10 классу - каша в голове из каких то отрывочных знаний. Очень жалко детей.
Вот-вот, Аня, очень жалко детей...
УдалитьЯ часто общаюсь с родителями наших деток и они делятся наболевшим, я принимаю все эти жалобы и стенания на себя, понимаю, что ТАК НЕЛЬЗЯ! Только сделать ничего не могу...
Спасибо, что поделилась своими наблюдениями и опытом. Ещё раз убеждаюсь, что нужно искать старые советские учебники, чтобы хоть иногда в них заглядывать. Потому что каша в голове из отрывочных знаний - это не в бровь, а в глаз, не хотелось бы...
Наташа, как жаль, что ты вынуждена была отказаться от своего признания... Конечно, причины очень веские, но - жаль. Уж больно хороша фотография твоя в роли учителя с такими милыми учениками)
ОтветитьУдалитьОт темы школы я пока далека - школьников в окружении почти нет - и, честно говоря, с ужасом жду, что же будет у нас... особенно после твоего рассказа, у нас небось не лучше... Я училась с 1994 по 2004 и это, думаю, было ближе к советской системе. Про дистанционное обучение было очень интересно читать, только название и самую суть представляю. Да, быть надсмотрщиком много лет - роль не из желанных, но думаю, с такой замечательной мамой Дима сам скоро научится ответственности, управлять своим временем и твоей участие со временем сократится. Тем более будет взрослеть, умнеть, становиться серьёзнее, задумываться о будущем. А решение твоё забрать его из обычной школы - абсолютно верное! Здоровье- и психическое, и физическое - в миллион раз важнее. А все трудности нового учебного процесса вы преодолеете, обязательно.
Я и сама очень долго страдала от этого, Надюша... Меня всё время грызли муки совести, одно время даже казалось, что если бы мне ещё тогда чуточку потерпеть - всё бы изменилось само собой и здоровье наладилось бы. К сожалению тогда я не "тянула" даже своё лечение, вся зарплата уходила на врачей и лекарства, а у меня ж был ещё и Андрюша-третьеклассник, за которого я несла главную ответственность.
УдалитьДети в моём классе были просто замечательные, да и с их родителями мне крупно повезло - мы вместе сообща развивали, воспитывали деток, устраивали им совместные с родителями праздники-конкурсы, жизнь в классе просто кипела! Спустя годы я приезжала к своим ученикам на выпускной вечер по приглашению, и многие мамы-папы благодарили меня за отличный "старт" их детей, а бабушки-дедушки вытирали слёзы на глазах... Всё это было. И я действительно каждую ситуацию пропускала "через себя", подстраивалась под своих учеников, не забывала о том, что мне их ДОВЕРИЛИ.
В течение уже школьной жизни Димы многократно предлагала свою помощь нашей учительнице, я бы на её месте активно пользовалась такой родительской поддержкой - она же отнекивалась и работала дальше, не обращая внимание на проблемы детей. Ей было так удобно. Каждое родительское собрание я слышала одно и то же "Я не имею права делать замечания детям, это запрещено законом" Глупости, правда? Ты же старший наставник, ты же умнее, мудрее, можно иногда и не делать замечаний, а просто поговорить с детьми, прочесть им какой-то рассказ о доброте и жестокости, о дружбе, они же (малыши) всё воспринимают за чистую монету, у них в глазах весь мир можно увидеть... Я разочаровалась в учителях нашего класса, они ничего не хотят делать, им не интересен их труд. Хотя я на днях ездила в Одессу и по дороге общалась с мамой первоклассника из нашего города, им, похоже, повезло с учителем.
В любом случае не буду уже зацикливаться на прошлом. Надо идти вперёд и смотреть с надеждой в завтрашний день. Уверена, что с какими-то проблемами мы обязательно справимся!
Наташа, привет! Отложила прочтение этого поста на спокойный день, чтобы вникнуть без спешки. Спасибо за такой подробный и содержательный рассказ! Я пока не могу ничего сказать по существу, Феде школа предстоит только в следующем году, и сравнить мне не с чем - для меня школа была кромешным адом, и мне только остаётся надеяться, что сыну повезёт больше. Не смогла бы заниматься дома, не позволяет работа, поэтому иной исход даже не рассматриваю - либо в школе всё будет хорошо, либо капец. Поэтому надеюсь и верю)
ОтветитьУдалитьПосле прочитанного стало так грустно, ну почему всё через одно место то у нас в странах, но видео про реформы подняло настроение, и правда, что ещё остаётся - смотреть на всё происходящее с юмором)
Молодец, что так вникаешь в систему обучения и не побоялась выйти за рамки привычного. Пусть всё у вас получится!
Дашенька, спасибо, что приняла участие в обсуждении столь животрепещущего вопроса об образовании и здоровье. Видишь, у всех складывается всё по-разному, мне казалось, что раньше школа (как этап образования) была замечательная, вижу, что не всем так повезло со школой, как мне. Очень жаль... Думаю, что у вас в Выборге требования к учителям намного выше сейчас, чем в нашем городке, и у вас всё будет отлично! По крайней мере я никого не хотела напугать этим постом, я просто рассказала нашу историю. Знаешь, в течение третьего класса Димы я рассматривала и вопрос перевода его в ту самую гимназию Энергодара, где учился старший сын (но раньше нас, таких родителей, было около пятнадцати и мы нанимали детям спец.автобус, сейчас я не знаю, кто хотел бы возить ребёнка за 25 километров от дома ежедневно), мысленно я даже готова была бросить насиженное место, дом, работу и уехать ради ребёнка в Киев поближе к Андрею (да-да, рассматривался и такой вариант), я все школы вокруг перебрала в голове. Степень моей решимости и отчаянья, как видишь, были высоки)) Подвернулась идея дистанционки, на сегодняшний день она отодвинула немного назад все наши проблемы, дав нам время осмотреться и подумать. Что будет дальше - опять-таки не знаю...
УдалитьИ ты действительно права, реформы подчас вызывают не улучшение процесса обучения (лечения и так далее), а только его ухудшение. Хотя должно быть, я считаю, наоборот...
Спасибо за пожелания! Мы очень будем стараться)
Наташа, мне очень нравится, как профессионально и со знанием дела ты подошла к образованию сына. Мне кажется, что это лучший выбор. По крайней мере для психики и здоровья ребёнка и всей семьи. Пусть всё сложится наилучшим образом, а у Димы поскорее проявится личный интерес к определённым наукам, которые и станут впоследствии его профессией.
ОтветитьУдалитьНаташенька, спасибо за добрые слова поддержки и тёплые пожелания!
Удалить